|
Кто есть Бог? Отец, Иисус, Дух Святой. Триединство.
- Бог - это личность
- Бог триедин
- Бог одновременно присутствует везде и не имеет границ
- Бог все знает
- Бог все может
- Бог распоряжается всем
- Бог - вечный
- Бог - праведен
- Бог - свят
- Бог - справедлив
- Бог - милосерден
- Мудр в совершенстве
- Бог не изменяется
- Бог есть дух
Качества Бога:
- Святость
- Праведность
- Милосердие
- Благость
- Мудрость
- Любовь
Какие свойства позволяют нам определить Бога как Личность?
Приведем несколько качеств, которые говорят нам о том, что Богу присущи свойства личности:
- Имеющий святую суверенную волю 1Пар.13:2; 2Пар.7:17, Быт.12:7, Ис.53:10, Мф.6:10
- Ревнивый Исх.20:5, 34:14, Втор.4:24, 5:9,6:15, Наум.1:2, Песн.П.8:6
- Любящий Песн.П.8:6, Исх.34:6, Втор.23:5, 3Цар.10:9
- Прощающий Мих.7:18, Еф.4:32, Мк.11:25, Мф.6:14
- Милостивый Быт.24:27, Неем.9:31, Исх.34:6
- Имеющий терпение Исх.34:6, Чис.14:18, Рим.9:22
- Способный на гнев и ярость Чис.11:1, Втор.13:7, Рим.9:22
Характер Бога Отца:
- Бог - Творец. Бог сотворил небо и землю и все, что в них (Быт. 1:1, Отк. 10:6, Деян.17:24, Иер. 27:5, Евр. 3:4)
- Вседержитель (Иов 33:4; Откр 11:17) являет Свое всемогущество (Быт 28:3; 48:3): "Он творит все, что хочет" (Пс 113:11), для Него "нет ничего невозможного" (Иер 32:17; Лк 1:37)
- Единый истинный Бог (Ин 17:3; 1Фес 1:9; ср. 1Ин 5:20),
- Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все "угодное" Ему и "предначертанное" Им (Ис 44:24 и след.; 46:10,11; ср. Иов 37:5; Ис 2:11).
Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать: "Я сделаю, и кто отменит это?" (Ис 43:13).
- Повелитель. Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в 2Цар 16:11; ср. 4Цар 18:25; "будешь делать все, что Я повелел тебе" (2Пар 7:17; см. Иер 1:7). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии: "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь..." (Мих 6:8; ср. Втор 10:12,13). То, что требует от нас Господь, для нашего же блага.
- Страждущий Спаситель. Таким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеческого непослушания (Быт. 6:6, Ис 43:24, Мф 26:38, Лк 22:44)
- Наказывающий Бог. Бог - ревнитель. Страдая от человеческих грехов, Бог никого "не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов..." (Чис 14:18), потому что Он - "Бог ревнитель" (Исх 20:5; ср. Наум 1:2) и даже - "огонь поядающий" (Втор 4:24; Евр 12:29).
- Бог святой (Нав 24:19; Ис 6:3; Откр 4:8);
- Любящий Бог. Бог совершил искупление, "дабы нам получить усыновление" (Гал 4:5): "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1Ин 3:1); "...вы ... приняли Духа усыновления, которым взываем: "Авва, Отче" (Рим 8:15).
- Отец. Бог хотел усыновить нас, поэтому была Жертва Иисуса. Ведь такова была Божья воля, явленная еще в Ветхом Завете: "Ты будешь называть Меня отцом твоим" (Иер 3:19); "...ибо Я - отец Израилю..." (Иер 31:9; ср. Втор 32:6; Мал 2:10; 2Кор 6:17,18); "благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Притч 3:12; ср. Евр 12:6), и "как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Пс 102:13).
- Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс 102:8; ср. Исх 34:6).
Иисус
Какие события Его жизни говорят о том, что Он имел и человеческую природу?
- Родился как человек (Мф.1:16)
- Нуждался в еде (Мф.4:2)
- Нуждался во сне (Лк.8:23)
- Имел переживания как человек (Лк.19:41)
В чем состоит значение воскресения Христова?
- Христос воскрес для нашего оправдания - Римл.4:25 "Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего"
- Христос победил смерть Своим воскресением 1Кор. 15:55-57
- "Я живу, и вы будете жить" Ин.14:19
- воскресение Иисуса является печатью истинности всех Его слов и основой для упования
- благодаря воскресению Иисуса мы можем жить обновленной жизнью (Римл.6:4)
- подобно Иисусу мы тоже воскреснем (1Кор.15:52)
Служение Иисуса для нас:
- Как пророк Христос передает нам Божьи слова и являет нам Бога (Ин. 1:18)
- Как священник Христос ходатайствует за верующих перед Отцом (Евр. 4:14-16)
- Как царь Христос живет в сердцах тех, которые соблюдают Ему верность. (Еф.3:17)
Иисус Христос - Бог
- 2 Кор 5:19 "Бог во Христе"; это свидетельствует о совершенной Божественной сущности Христа, Сына, в Котором "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2:9).
- Он был "образом Божиим" (Флп.2:6);
- в Нем Бог примиряет с Собой (2 Кор.5:19)
- судит человечество (ст. 10). Он "сущий над всем Бог, благословенный во веки" (Рим 9:5).
- Видевший Христа видел Отца (Ин 14:9)
- никто не приходит к Отцу, как только через Христа (Ин.14:6),
- Иисус - в Отце, а Отец - в Нем (Ин.14:11), поэтому к Нему возносят молитвы как к Богу (Откр.5:8-14).
- К Иисусу устремлена вера в Бога (Ин 14:1), поэтому Фома исповедует: "Господь мой и Бог мой" (Ин.20:28).
Прямые и косвенные свидетельства Христа о Его Божественности. Библейское обоснование
- Принимал поклонение как Богу:
- Цитату Ветхого Завета сравни с Новым Заветом: Втор.5:7-9, Исх.20:5 и Ис.45:23 "Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык" сравни с Фил.2:10 " дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено"
- Откр.1:17; 5:12-13; 22:13
- Лк.17:12-18
- Говорил о Себе как Бог.
- Например: в Откровении 2:23 Иисус говорит: "что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим", а Ветхом Завете эти слова принадлежат Богу: Иер.17:10 "Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его"
- Например: Ин.10:30 "Я и Отец - одно", Ин.5:18 "И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Иисуса несколько раз пытались убить за богохульство, так как Он говорил о Себе как о Боге)
- Например: Ин.10:11,14 "Я есмь пастырь добрый"
- Например: Ин.14:6 "Я есмь путь и истина и жизнь…"
- Ин.14:9
- Говорил о Своих божественных качествах: вечность, неизменность…
- Например: Ин.8:58 "истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" - вечный
- Случай с Нафанаилом: Ин.1:47-50 - всевидящий
- Может прощать грехи - Лк.5:20-24, Лк.7:47-48
- Имеет право судить - Ин.5:3, Ин. 8:11, Ин.5:22, Лк.13:22-30…
- Обладает всякой властью Мф.28:18 "…дана Мне всякая власть на небе и на земле"
- Подтверждения других людей.
- Например: Павел практически цитирует Ветхий Завет в послании к римлянам, только вместо имени Иегова употребляет имя Иисуса, тем самым утверждая, что Они - одно (Иоиль 2:32 "И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется" сравни с Римл.10:9 "Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься" и Деян.4:12 "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись")
- Например: в Ветхом Завете говорится: Ис. 43:11 "Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня" и Осия 13:4 "Но Я - Господь Бог твой...и нет спасителя, кроме Меня" сравни с Новым Заветом:
Лк.1:47, 2:11, Ин.4:42, Еф.5:23, 1Тим.1:10, Деян.5:31, 2Пет.1:11, 3:18, Фил.3:20 - во всех этих ссылках Иисус назван Спасителем
- В жизни Иисуса исполнились ветхозаветные пророчества о Мессии.(Ис.53 и множество других отрывков из Писания)
Библия свидетельствует о Божественной сущности как Сына, так и Святого Духа: "Бог есть дух" (Ин 4:24). Это свидетельство есть не только в Новом Завете, но и в Ветхом Завете, где уже в Быт 1:2 говорится: "И Дух Божий носился над водою". Если в Библии говорится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. 1Цар 10:10; 16:13; ср. Ис 59:21; Иез 11:5), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его.
Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух (Ис 48:16). В 2Кор 3:17 сказано: "Господь есть Дух".
Дух Святой
Некоторые религиозные течения утверждают, что Дух Святой - просто творящая сила Бога. Но в Писании конкретно говорится о том, что Дух Святой - это Личность. Дух Святой - Бог.
Дух Святой обладает свойствами личности:
может огорчаться Ис.63:10
Его можно оскорбить Еф.4:30, Евр.10:29
против Него можно согрешить Мф.12:31
Его можно угасить 1Фес.5:19
говорит Ин.6:13, Отк.3:6,13,22
обличает Ин.16:8
учит и напоминает Ин.14:26
имеет знания 1Кор.2:10
с Ним можно иметь общение 2Кор.13:13
подкрепляет Рим.8:26
ходатайствует Рим.8:26,27
направляет, посылает, ведет Ис.46:18, Деян.16:7
имеет мысли Рим.8:27, Ин.3:8
Ин.3:8 "Дух дышит, где хочет…"
В Ин.14:26 Дух Святой назван Утешителем. Греческое слово, употребленное в оригинале, указывает на личность, имеет значение: ходатай, защитник, (право)заступник, адвокат, утешитель.
В нескольких отрывках Писания Дух Святой ставится в один ряд с Отцом и Сыном, и это говорит об их тождественности. Мф.28:19, 2Кор.13:13, Ис.46:18
Дух Святой - Бог
- Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (1Кор 12:11).
- Только Святым Духом возможно исповедовать Отца и Сына (1Кор 12:3).
- Он именуется одновременно Духом Божьим и Духом Христовым (Рим 8:9).
- О Духе Христовом говорили не только апостолы, но и пророки (1Пет 1:10,11).
- О Духе Святом говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа (Ин 14:16,26)
- Дух Святой послан Христом от Отца (Ин 15:26)
- Через Дух святой Бог возрождает человека (Ин 3:5; Иоиль 2:28);
- "Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия" (Рим 5:5)
- Святым Духом Бог водит верующих (Гал 5:18)
- В Духе Святом - основа жизни и поступков сынов Божьих (Рим 8:14).
Дух Святой - Дух Божий, одно из лиц Божественной Троицы, действующая Сила Божья.
- Дух Святой являлся участником акта творения (Быт 1.2), во все времена говорил через пророков Божьих
- С рождением Христа обильно действовал в Сыне Божьем - Господе и Спасителе нашем во все время Его земного служения.
- Теперь Он действует в верующих. Дух Святой под этим именем в Ветхом Завете упоминается только в трех местах (Пс 50.13; Ис 63.10,11), в остальных же - как Дух Божий.
- В Новом Завете Дух Святой упоминается только под этим именем даже и до излияния Его на Апостолов через несколько дней после вознесения Господа Иисуса Христа (Мф 1.18; 3.11; 12.32; Мр 12.36; 13.11; Лк 1.41,67; 3.22; 4.1; 11.13; Ин 14.26; 20.22; Деян 1.2,5,8,16).
- Дух Святой есть Дух истины (Ин 15.26; 16.13-15) и любовь Божья (Рим 5.5).
Триединство
Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных личностях; в каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти личности все же отличны друг от друга и находятся в определенных взаимоотношениях.
Вера в единого Бога утверждается как в Ветхом Завете (Втор 6:4), так и в Новом Завете (ср. 1Кор 8:4 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах - Отце, Сыне и Святом Духе.
Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов (Мф 28:19). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как Рим 14:17,18; 15:16,30; 1Кор 12:4-6; 2Кор 1:21,22; 13:13; Еф 1:17; 2:19-22; 3:5-7,14-17; Тит 3:4-6; 1Пет 1:2; Евр 9:14; Иуд 20:21, то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом "трезвучии" деяний и сущности Бога.
Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библейского послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеческому разуму тайна, которую "не видел ... глаз, не слышало ухо" и которая "не приходила ... на сердце человеку" (1Кор 2:9). В Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божественной сущности Отца, Сына и Святого Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библейских свидетельств в их совокупности.
|
на главную
|