Школа изучения Библейских основ / SHKOLA.RHEMA.RU
на главную  


Крещение

Крещение. Мф. 28:19,20; Мрк. 16:16; Деян. 2:38-41; 8:36-40; Деян. 10:47,48.

… крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 1 Петра 3:21.

Всем рожденным вновь верующим следует подчиниться Господу, приняв крещение с погружением в воду; что крещение могут принять только верующие, рожденные вновь.

Крещение не имеет спасающего действия, но является скорее знаком послушания и любви к Богу, когда верующий признает и подтверждает перед Богом и своими собратьями, что он действительно умер со Христом при своем новом рождении, а также свою ответственность полностью всецело и постоянно подчинять свое тело контролю обитающего в нем Спасителя, признавая Его абсолютное господство во всех сферах жизни, одновременно стремясь к исполнению и помазанию Святым Духом с тем, чтобы через Его полноту и силу это освящение могло становиться своевременной реальностью.

Обряд крещения является символом отождествления верующего со Христом в Его смерти погребении и воскресении (Рим. 6,3 и далее; Кол. 2,12; 1 Пет. 3,21). В крещении верующий свидетельствует, что он пребывал во Христе уже тогда, когда Христос был судим за грех, что он погребен с Ним и воскрес в Нем для новой жизни. Оно символизирует, что верующий отождествляется со Христом, потому что он крещен "во имя Господа Иисуса" (Деян. 2,38; 8,16).

Крещение совершается, когда раскаивающийся призывает имя Господне (Деян. 22,16). Это открытое и публичное исповедание Христа Господом (Рим. 10,9 и далее). Однако крещению должно предшествовать наставление (Мф. 28,19), покаяние (Деян. 2,38) и вера (Деян. 2,41; 8,12; 18,8; Гал. 3,26 и далее), потому что водное крещение не производит отождествления, а только предполагает и символизирует его.

Крещение Иоанна

Крещение в Новом Завете имеет прообразы в Ветхого Завета: очищающие и ритуальные омовения (Лев 14:8; 15:5; 17:16 и проч.), к-рые в пророч. предсказаниях становятся символом очищения от грехов (Ис 1:16; 4:4; Иез 36:25; Зах 13:1). Наряду с этими ветхозаветными образцами перед глазами Иоанна, вероятно, были также и совр. ему явления. К ним принадлежит КРЕЩЕНИЕ прозелитов, предположит. появившееся в I в. по Р.Х. Это КРЕЩЕНИЕ, наряду с обрезанием, совершалось над язычниками, а для девушек и женщин являлось единств. внешним признаком их обращения в иудаизм.

Несмотря на возможность существования таких связей, прозвище Иоанна - "Креститель" указывает на то, что совершаемое им КРЕЩЕНИЕ расценивалось как нечто совершенно новое;

Иоанново крещение водой, неразрывно связанное с его проповедью покаяния, предполагает исповедание крещаемым своих грехов (Мф 3:6,11; Мк 1:4,5; Лк 3:3,8 и след.) и осознание своей греховности. Эти обстоятельства, а также указание на КРЕЩЕНИЕ Св. Духом и огнем (Мф 3:11) как на более высокую ступень КРЕЩЕНИЯ, которая станет возможной только с явлением Христа (см. Деян 19:1-7), говорят о том, что Иоаново крещение занимает место предварительного КРЕЩЕНИЯ в священноисторической последовательности.

Деятельностью Иоанна община людей, связывающих свое спасение с явлением Мессии, приготовляется к приходу Христа и сплачивается.

Крещение Иисуса

Крещение в Иордане

Иисус принял КРЕЩЕНИЕ в Иордане (см. Мк 1:9 и парал. места), чтобы "исполнить всякую правду". Значение этого КРЕЩЕНИЯ относилось только к Нему как к Божьему Мессии, поскольку нигде в Новом Завете КРЕЩЕНИЕ в древней Церкви не обосновывается этим КРЕЩЕНИЕ Иисуса и не связывается с Ним. Иисус в этом КРЕЩЕНИИ приобщается к нам, грешным людям. С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус - Его Сын (ст. 11), а с другой, Иисус, как Агнец (Ин 1:29), подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть

Крещение страданиями

Исходя из этой предпосылки, все страдания Иисуса, вплоть до Его смерти на кресте, можно тоже назвать "крещением" (Мк 10:38; Лк 12:50).

Именно это имеет в виду Павел, говоря о КРЕЩЕНИЕ Иисуса как о "крещении в смерть" (Рим 6:3 и след.).

Крещение в древней церкви

1) для постижения сущности новозаветного крещения основополагающее значение имеет тот факт, что в Церкви Христовой крещение Духом Святым (см. Мк 3:11 и парал. места), пророчески предсказаные Иоанном, становится тем событием, к-рое учреждает и знаменует собой эту Церковь. Ученики Иисуса некоторое время продолжали совершать КРЕЩЕНИЕ водой как (Иоанново) КРЕЩЕНИЕ в покаяние (Ин 3:26; 4:2), но под воздействием деяний Самого Иисуса, стали, начиная с дня Пятидесятницы, крестить заново - теперь уже "во имя Иисуса Христа" (Деян 2:38; 8:16; 10:48; ср. 1Кор 1:15; 6:11; Гал 3:27) или - исполняя повеление Иисуса о крещении - во имя триединого Бога (Мф 28:19). В отличие от КРЕЩЕНИЯ Св. Духом, водное КРЕЩЕНИЕ не является самодостаточным (ср. также 1Кор 12:13), а служит лишь прообразом (см. о подчиненном значении КРЕЩЕНИЯ водой в Мк 16:16; 1Кор 1:17; Евр 6:1,2; 9:9 и след.; и особенно в 1Ин 5:6 - "не водою только");

2) хотя КРЕЩЕНИЕ Духом и водой являются взаимосвязанными актами, они могут значительно отстоять одно от другого во времени; яснее всего об этом сказано в Деян 8:16 (ср. также Деян 8:13 и 19 с 10:44 и 48). Кажется странным, что Павел, глубоко раскрывший богословское значение КРЕЩЕНИЯ, находясь в Коринфе, воздерживался от того, чтобы самому совершать водное КРЕЩЕНИЕ (1Кор 1:17; возможно, крестили его спутники). По всей видимости, это свидетельствует о том, что главное значение Павел придавал не какому-либо обряду или таинству, а вере во Христа.

Во всяком случае, судя прежде всего по сообщениям Деяний, момент водного КРЕЩЕНИЯ, совершаемого, вероятно, через полное погружение в воду (Мк 1:9; Ин 3:23: "много воды"), мог иметь лишь подчиненное значение. В "обычном случае" вера (принятие Духа, чаще всего через рукоположение) и водное КРЕЩЕНИЕ следовали непосредственно одно за другим (Деян 2:38; 8:12,36-39; 16:31,33; 18:8; ср. Мк 16:16; Гал 3:26 и след.).

Но возможен и обратный порядок, а также отстояние во времени одного события от другого.

Там, где водное КРЕЩЕНИЕ предшествует полной вере, оно, по крайней мере, предполагает доверительное обращение ко Христу; если же водное КРЕЩЕНИЕ следует за принятием Духа, то оно служит исповеданием и знамением содеянного Христом и отражением процесса возрождения (Ин 3:5 и след.; Тит 3:5: "баня возрождения и обновления Святым Духом"), а также символизирует смерть и воскресение вместе с Христом (Рим 6:3 и след.; Кол 2:12). Если же рассматривать КРЕЩЕНИЕ в его полноте, т.е. КРЕЩЕНИЕ Св. Духом и водой (ср. Ин 3:5), то в нем крещаемый приобщается к смерти Иисуса и Его воскресению. Происходит его очищение и решительный отказ от греха (Деян 2:38; 22:16; Рим 6; 1Кор 6:11; Еф 5:26,27; 1Пет 3:21), усыновление Отцом (Гал 3:26 и след.); он становится членом Тела Христова, т.е. Церкви (1Кор 12:13) и, кроме того, получает дары спасения, распределяемые Христом (1Кор 12:4 и след.);

3) в Деян 10:44-48; 16:14,15,32; 18:8 водное КРЕЩЕНИЕ принимают люди, услышавшие Благую Весть и принявшие ее верой.

Но тексты новозаветного периода нигде не содержат намека на крещение младенцев, хотя, исходя из контекста, его нельзя и с полной уверенностью исключить.

При этом особенно важно, что Новому Завету глубоко чужда идея автоматического получения спасения через совершение неких таинств, имеющих якобы магическое действие (ср. Мф 28:19, досл.: "сделайте все народы учениками и крестите их").

Крещение человека в сознательном возрасте говорил о его готовности следовать за Господом, посвятить Ему свою жизнь и жить святой жизнью. Это свидетельствует о решении человека жить обновленной жизнью.

на главную