Школа изучения Библейских основ / SHKOLA.RHEMA.RU
на главную  


Церковь. Тело Христа. Помазание. Призвание.

Определение церкви

"Церковь" - от греческого слова "экклезия" - собрание, общество созванных.

Христианская Церковь - это новозаветное установление, которое начало свое существование в день Пятидесятницы и завершит его во втором пришествии Христа.

Церковь является собранием Божьих людей, призванных из мира (Римл. 12:1-2), чтобы жить с Богом, участвовать в христианском общении (Евр. 10:24-25; Деян. 2:42-45). Они образуют Царство (Деян. 20:28; 1Кор. 11:22) святых Божиих. Подданные его избраны Богом (Еф. 1:4-5), являются Его владением (Тит. 2:14), освящены Им (1Кор. 1:30) и соединены со Христом (2Кор. 5:17). Членов церкви называют учениками Христа (Мтф. 28:19), братьями и сестрами в семье Божьей (Римл. 8:29; 1Ин. 4:20-21).

Использование слова "церковь" в настоящее время

В обществе и культуре слово "церковь" используется в различных значениях. Оно может относиться к зданию, предназначенному для религиозной деятельности, к деноминации, поместной общине или к собранию группы верующих, исповедующих Христа (домашняя церковь). Слово "церковь" может означать всех христиан в данной стране, или только тех, кто относит себя к некоторому богословскому течению или; традиции.

Современные богословы предлагают следующую классификацию слова "церковь":

  1. вселенская Церковь - все верующие на небесах и на земле;
  2. видимая церковь - совокупность всех поместных церквей по всему миру;
  3. поместная церковь - конкретная община.

Каждый христианин принадлежит к вселенской Церкви, к видимой церкви и к поместной церкви; подобным же образом одновременно все три аспекта понятия "церковь" имеет в виду апостол Павел в 1Кор 10:32.

Церковь - это Тело Христа (Еф.1:22-23; Кол.1:24, Римл.12:5; 1Кор.12:12-27). Во времена Ветхого Завета это было тайной (Еф.3:9). Церковь - не земная организация, а организм, созданный Богом (Мф.16:18)

Церковь не есть новая религия, или особая религиозная (благотворительная) организация, или специальная система "духовного" переустройства человеческого общества в мире - ни о чем подобном Спаситель никогда не говорил - поэтому, несомненно, Церковью является общество Его учеников.

Церковь, через которую воскресший Господь действует в мире, часто образно называют "телом Христа" (Рим 12:5; 1Кор 10:17; 12:12-27; Еф 1:23; 2:16; 4:4,12; 5:23,30; Кол 1:18, 24; 2,19; 3:15). Церковь, т.е. Тело Христа, состоит из всех возрожденных душ, каждая из которых искуплена кровью Христа, и преображена Святым Духом. Так Павел выразил живую, неразрывную связь Господа с верующими, проявляющуюся в постоянном воздействии Христа на Церковь, которую Он наполняет Своим Духом и животворит, Главой которой Он является и которая благодаря Ему обретает жизнь.

Наряду с этим в образе Тела Христова христианам явлен идеальный образец истинных взаимоотношений между членами Церкви, основанных на общении во Христе; подобно членам одного Тела, члены Церкви помогают, поддерживают и дополняют друг друга.

Основание

Мф. 16:16-18 "...на сем камне Я создам Церковь Мою..."

В Замысле Божием Церкви отведено совершенно особое место. "Создам Церковь Мою" - говорит Господь; создание церкви продолжается и сегодня. Из этих слов Христа можно сделать такие выводы:

  • созидание Церкви должно было произойти после завершения Его земной миссии;
  • Церковь это не Израиль. Израиль остается Израилем и для него остается место в плане Божьем
  • Церковь не существовала до дня Пятидесятницы; в Ветхозаветное время она не существовала.

Библейские метафоры (сравнения), описывающие Церковь, как организм

Семья (Еф.1:4-11; Гал.3:26-27). В этой семье Бог является Отцом, Иисус Христос - единородным Сыном, а мы - усыновленными и удочерёнными (Ин. 1:12-13) детьми, "братьями и сестрами во Христе" (Фил. З:1).

Тело. Во многих местах Нового Завета встречается этот образ церкви (1Кор.10:16-17; 12:12-27; Рим.12:5; Еф.1;22-23; 2:16; 4:4-12,16; Кол.1:18,24; 2:19; 3:15). Когда Павел сравнивает церковь с человеческим телом (Еф.1:22-23), то очевидно, что он говорит здесь о единстве и взаимосвязи всех членов церкви. Сравнивая церковь не просто с "телом", но с "телом Христовым" (1Кор. 12:27), Павел делает акцент на единстве верующих именно через их связь со Христом. Примечательно, что из этой метафоры вполне органично вытекает и другая, связанная с ней, а именно соотнесение Христа и Церкви как "головы" и "тела", И "Он есть глава тела Церкви" (Кол. 1:18). Текст Послания Колоссянам (1:1-8) дает основание говорить, что связь Церкви со своим "Главой" определяет ее жизнеспособность. Через Воскресение Его все верующие обретают участие в новой жизни. Говоря тем же языком образов, "если голову отделить от тела, то оно умрет".

Стадо (Деян. 20:28-29). Образ стада - один из наиболее часто используемых в Писании образов. В Ветхом Завете народ Израиля назывался "стадо Господне" (Иер.13:17). Иисус называет Своих апостолов "малым стадом" (Лк.12:32). Этот же образ служит для обозначения церкви и в других текстах (Деян.20:28; 1Петр.5:3). К этим примерам мы должны добавить многократное обращение к образу овец, составляющих стадо (Ин.10:16; 21:15-17) и образу Пастыря стада (Евр. 13:20-21; Ин.10:2-16). Пасторы, лидеры церкви призваны заботиться о "стаде". Петр просит: "Пасите Божие стадо, какое у вас"(1Петра 5:1-4).

Народ (1Петра 2:9-10). Народ Божий, Новый Израиль - достаточно часто встречающаяся в Новом Завете метафора Церкви. Народ Божий в Новом Завете - это новый народ, призванный к жизни волей Божией. Его отличие от Израиля в том, что Израиль ориентировался на национальную жизнь, в которой и находился центр его единства, тогда как Церковь не знает национальных различий и устроена Святым Духом. Слова "Израиль Божий" (Гал.6:15-16) относятся к людям Божьим, являющимся "новым творением" во Христе.

Невеста (Еф. 5:22-33; Откр. 21-22; 2Кор.11:2). Христос - "Жених" выкупил Церковь Своею кровью (Деян.20:28). Церковь должна ожидать того дня, когда ее Жених - Господь придет и возьмет ее к Себе (Ин.1;3), Христос не только приготовляет принятие Своей невесты в дом Свой, но готовит и саму Церковь. Цель Христа в том, чтобы Церковь предстала "славною Церковью, не имеющею пятна или порока. ... но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5:27).

Здание (храм живой). Церковь это не застывшая неизменная структура, она совершенствуется качественно и растет количественно. Церковь является святым храмом (1Кор. 3:16-17), растущим (Еф. 2:21-22) и духовным (1Петра 2:5), а верующие - живые камни в этом храме. Здание должно стать совершенным, у него прекрасный фундамент - Сам Христос.

Священство (Откр. 1:5-6). Основой этого священства является Иисус. Он пришел, чтобы открыть Нам прямой путь к "престолу благодати" Этот путь доступен всем. Жертва Иисуса искупила наши грехи и открыла нам доступ к Богу, в самое ''Святое Святых".

Ветвь (Ин. 15:1-16). Этот образ раскрывает жизненную важность и органичность союза верующих и Иисуса, он показывает нам, как они взаимосвязаны. Также эта метафора ясно показывает каждому христианину стоящую перед ним цель - приносить плод, предостерегает об опасности бесплодия и содержит ободрение, заключающееся в том, что Господь обещает Свою помощь и поддержку (Ин. 15:5,16).

Назначение церкви

Новозаветная церковь характеризуется пятью основными функциями, которые диктуются Великим Поручением: благовестие, ученичество, общение верующих, служение ближним и поклонение Богу. Эти функции очевидны из Книги Деяний 2:42-47. Как верующие, мы должны выполнять эти же пять функций как в нашей личной жизни, так и в совместной деятельности, чтобы выполнить призвание Христа. Занятия по изучению Библии обеспечивают возможность вовлечь как семьи, так и отдельных людей в великую работу Церкви, описанную этими функциями.

  • Благовестие. Изучение Библии концентрируется на послушании Христу в работе по евангелизации
  • Ученичество. Ученичество - это путь, который начинается после обращения и продолжается всю жизнь. Благовестие начинает процесс, общение с другими верующими вносит свой вклад, а из этого вырастает служение ближним.
  • Общение верующих. Бог желает, чтобы Его дети объединялись с другими верующими и делились своим христианским опытом. Искреннее общение уничтожает разобщенность, чтобы построить единство.
  • Служение ближним. Служение - это открытие и использование духовных даров и способностей с тем, чтобы служить другим во имя Иисуса Христа. Служение - это естественный результат ученичества в процессе христианского развития.
  • Поклонение Богу. Поклонение - это результат познания Бога и любви к Нему в духе и истине (Ин 4:23).

Призвание

Господь призывает нас к Себе. Он делал и делает это разными методами. Он любит нас и жаждет общения, поэтому Он взывает к нашему сердцу и ждет отклика. Он хочет от нас ответа, чтобы пригласили (призвали) Его быть частью нашей жизни.

Основные значения "призывать (воззвать)":

  • зов Бога к человеку => Быт 3:9;
  • приглашение Господу стать частью той или иной жизни => Быт 4:26 ; Рим 10:13
  • поставить на служение, призыв следовать за Господом => Исх 3:4,5; Мк 1:19,20

Призыв стать детьми Божьими и исполнять Его волю в своей жизни:

  1. В чем его суть
    • призыв на небеса => Флп 3:14 ; Евр 3:1
    • призыв непреложен => Рим 11:29
    • связан с нашим избранием => Рим 8:30; 2Фес 2:13,14
    • не все откликаются (это наш выбор): много званых, а мало избранных => Мф 22:14
  2. Что мы должны делать
    • раскаяться => Лк 5:32 ; Деян 2:38,39; Деян 17:30
    • призвать имя Господне => Деян 9:21; Рим 10:12
    • подтвердить призвание Божье своими жизнями => 2Пет 1:5-10
  3. Каковы его последствия для нас
    • оправданы и прославлены => Рим 8:28-30
    • имеем общение с Иисусом => 1Кор 1:9
    • войдем в Царствие Божье => 1Фес 2:12
    • войдем в свет Божий => 1Пет 2:9
    • войдем в славу Христа => 2Фес 2:14
    • имеем христианскую надежду => Еф 4:4
    • получим наследство => Евр 9:15
    • победим с Иисусом => Откр 17:14

Призыв жить святой жизнью. Что означает этот призыв:

  • терпение в страданиях => 1Пет 2:20,21
  • стремление к миру => Кол 3:15
  • служение друг другу => Гал 5:13
  • апостольство => Рим 1:1
  • миссионерство => Деян 13:2

Какие средства использует Господь, чтобы призвать нас

  • Святой Дух => 1Фес 1:5
  • благодать => Гал 1:15
  • Благую Весть => 2Фес 2:14; Рим 10:14

Бог оснащает человека дарами и талантами, помазанием для служения. Когда человек принимает решение использовать то, что дал Господь для служения, наступает момент призвания.

Призвание - это зов Бога к каждому человеку.

Призвание - это план Божий для жизни конкретного человека.

Наша ответственность состоит в том, чтобы ответить на Божий призыв в нашей жизни и исполнить Его волю.

Помазание

Бог дал нам помазание для выполнения определенной миссии на земле, исполнения своей функции в Теле Христовом.

Значение слова

  1. человек, призванный и посвященный через помазание елеем на особое Божье служение. Помазание символизирует дарование Св. Духа (ср. 1Цар 10:1 и след.), изменяющее человека и делающее его способным исполнять Божье служение.
  2. словосочетание "помазанник Божий" служило почтительным обращением к царям Израиля (1Цар 2:10; 12:3; 24:7; 26:9,10,16; Пс 2:2; 19:7 и др.); впоследствии оно, вероятно, стало использоваться как офиц. титул;
  3. посвященные Господу люди, исполнявшие Божьи поручения, называются помазанниками Божьими.

помазанник, помазанный (по-евр. мессия, по-греч. христос) - тот, кто помазан от Господа. В оригинальном тексте этим словом (мессия и христос) названы и первосвященники (Лев 4.3,5,16), и пророки (Пс 104.15), и цари, притом даже и из других народов, например, Кир (Ис 45.1). Значение этого слова можно передать также словом "избранник" (1Цар 16.6). (См. Мессия)

Мессия

В др.-евр. оригинале Ветхого Завета употребляется слово машиах, означающее "помазанник". Соотв. ему арам. слово мешиха приняло в греч. произношении форму "Мессиас", а в греч. пер. - "Христос".

В ВЗ первосвященник именуется га-коген га-машиах - "священник-помазанник" (в Синод. пер. - "священник помазанный", см. Лев 4:3,5,16). Это связано с тем, что при совершении первосвященником обряда посвящения на служение Господу цари и иногда пророки помазывались свящ. елеем (Исх 40:13-15; 1Цар 10:1; 16:13), поэтому глагол "помазать" часто употреблялся в значении "посвятить". Господь называл мешихай ("помазанные Мои") Авраама, Исаака и Иакова (Пс 104:15).

Помазание в Писании:

Исх.40:15, Лев.8:12, Исх.30:22-34

В Ветхом Завете слово "помазание" употреблялось в трех случаях:

  1. при помазании священников на служение
  2. при помазании царя на царство
  3. в пророчествах об Иисусе (Который был и Царем, и Священником) (Евр. 5:10, 6:20)

У Иоанна и Петра было откровение о новозаветном помазании:

  • (1Иоан.2:20) Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все.
  • (1Иоан.2:27) Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
  • (1Пет.2:9) Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
  • (Отк.1:6) и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
  • (Откр.5:10) и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
  • (Откр.20:6) Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Характеристика помазания:

  • Помазание дано не для собственного развлечения или кайфа (а уж тем более не для гордости), а для служения.
  • Помазание - сила, данная нам для изменения и для способности принести духовный плод.
  • Притча о талантах дана в контексте притч о последнем времени
  • Важен конечный результат, то есть ПЛОД. Помазание дано для процесса созревания плода.
  • Награда дана будет за плоды, а не за помазание.
  • Независимо от того, каково по размеру было дано помазание, награда будет дана за % принесенного плода: кому много дано помазания, с того много и спросится.
  • В притче о талантах одинаково круты были те, кому были даны 10 или 5 талантов, т.к. они принесли 100% плода. Тот, у кого был один талант, не употребил своего помазания => не принес плод. (Мф. 25:14-30)
  • Параллельные места к притче о талантах - места о духовных дарах.
    Помазание = духовные дары: важно применение даров.


на главную